Menu
197183, г. Санкт-Петербург Приморский проспект, 25
ПКФ «Рада» готова изготовить и поставить совместно с ЦНИИ КМ “Прометей” С.Петербург практически любые детали трения из композиционных углепластиков УГЭТ и ФУТ.
Наиболее частое практическое применение полимерные композиты находят в виде:
Углепластики ФУТ и УГЭТ являются высокопрочными, износостойкими материалами, не изменяющими свои размеры и свойства при длительной эксплуатации в воде, имеют всю необходимую техническую документацию. Углепластики ФУТ и УГЭТ обладают высокой ударопрочностью, что исключает сколы, растрескивания и другие повреждения узлов трения, работающих в условиях интенсивных ударных нагрузок. Механически обрабатываются на стандартном металлорежущем оборудовании, твердосплавным или
алмазным инструментом.
Углепластик ФУТ предназначен для подшипников скольжения и торцовых уплотнений, смазываемых водой, агрессивными жидкостями (кислотами, щелочами, растворителями, сточными водами и др.), маслами, нефтью и др. Применяется при высоких контактных давлениях и скоростях скольжения от 0,005 до 40 м/с по контртелам (валам) из стали, бронзы, титановых сплавов и керамики.
На сегодняшний день накоплен опыт практического применения антифрикционного углепластика ФУТ в следующем оборудовании:
По желанию заказчика могут быть поставлены как простые заготовки в виде плит толщиной от 1 до 70 мм, втулок с внутренним диаметром до 1000 мм, высотой до 1000 мм , так и заготовки сложной конфигурации, а также готовые узлы трения в виде подшипников скольжения или секторов торцевых уплотнений.
Торцевое уплотнение вала гидротурбины | |
С 1996 г углепластик ФУТ применяется в секторах торцевых уплотнений более чем на 40 гидротурбинах в России, странах ближнего и дальнего зарубежья (Загорская ГАЭС и Ирганайская ГЭС – Дагестан (Россия), Круонисская ГАЭС (Литва), Цимлянская ГЭС (Россия), ДнепроГЭС (Украина), ГЭС «Докан» (Ирак), «Урра» (Колумбия), «Тери» (Индия), ГЭС «Капанда» (Ангола), Лос Караколес (Аргентина), Кан Дон, Тхак-Мо, Хаобин (Вьетнам), Эль-Кахон (Мексика), Джердап (Сербия), Торул (Турция), в направляющих подшипниках вала на гидротурбинах Юмагузинской и Мечетлинской ГЭС (Россия), в сегментах щелевых уплотнений вала на 3 гидротурбинах каскадов Кемских и Выгских ГЭС (Россия).
Подшипники из углепластика ФУТ эксплуатируются при контактных давлениях до 5 МПа и скоростях скольжения до 40 м/с при смазке водой или маслами по контртелам из стали, бронзы и др. |
Ранее в торцевых уплотнениях гидротурбин применялись углеграфиты типа АМС-3 и термопласты – Капролон, Маслянит-К и Тордон XL. Сравнительные характеристики применяемых материалов приведены в таблице. Эксплуатация секторов из традиционных углеграфитов, обладающих повышенной хрупкостью, приводит к их повреждению и частичной разгерметизации уплотнений.
Особенно важно
то обстоятельство, что изготовление опор скольжения из углепластика ФУТ для торцевых уплотнений вала не требует изменения существующей конструкции уплотнения в отличие от термопластов.
В настоящее время в торцевых уплотнениях гидротурбин применяются углеграфиты типа АМС-3 и термопласты – Капролон, Маслянит-К и Тордон XL.
Сравнительные характеристики материалов, используемых в высокоскоростных подшипниках скольжения.
|
*прочность при сжатии
Подшипники цапфы лопатки направляющего аппарата | |
Подшипники из углепластика УГЭТ эксплуатируются при контактных давлениях до 60 МПа и скоростях скольжения от 0,005 м/с до 0,5 м/с при смазке водой или маслами по контртелам из стали, бронзы и др.
Подшипники из углепластика УГЭТ установлены и успешно эксплуатируются на Волжской, Курейской, Усть-Илимской, Усть-Среднеканской, Братской, Иркутской, Колымской ГЭС (Россия), Рижской и Плявинской ГЭС (Латвия), Аксуйской ГЭС (Казахстан), Чарвакская ГЭС (Узбекистан).
|
Ранее в узлах трения направляющих аппаратов гидротурбин применялись термопласты типа Капролон, Маслянит-К и Тордон XL, древеснослоистый пластик – лигнофоль и бронза.
Сравнительные характеристики применяемых материалов приведены в таблице.
Применение бронзовых подшипников с масляной смазкой приводит к загрязнению рек и ухудшению экологической обстановки.
Подшипники из термопластичных материалов и лигнофоля существенно изменяют свои геометрические размеры при эксплуатации в воде, что может приводить к заклиниванию и возникновению аварийных ситуаций.
Сравнительные
характеристики материалов, используемых в тяжелонагруженных подшипниках скольжения.
|
*при смазке маслом
197183, г. Санкт-Петербург Приморский проспект, 25
197183, г. Санкт-Петербург Приморский проспект, 25